Гимназия ТОМЬ
Гимназия ТОМЬ

       Период взросления, как уже говорилось, характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность действовать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.
       Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и родителями, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.
       Одна из наиболее распространенных причин возникновения агрессии - жесткое подавление стремления подростка к самостоятельности со стороны взрослых. Проявления агрессивности могут быть различными, однако специалисты выделяют две основные группы: вербальную (словесную) и физическую агрессию.
       Словесная агрессия гораздо более широко распространена среди подростков и не настолько опасна, как агрессия физическая. Однако это вовсе не повод для того, чтобы поведение подростка не вызывало тревоги у родителей. Ведь словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных обстоятельств легко может привести к агрессии физической, последствия проявления которой могут быть самими различными — вплоть до уголовного наказания. Словесная  агрессия в поведении подростка выражается в:
-  постоянных отпорах, противоречии точке зрения окружающих, выраженном в грубой словесной форме; 
- отрицательных отзывах о ком-либо и не всегда объективных критических замечаниях;
- выражении недовольства действиями других в виде ругани, брани, использовании обидных слов, а также выражений, смысл которых явно направлен на причинение обиды другому человеку (акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища, высмеивание каких-либо особенностей внешности или поведения человека, высказывание чувства ненависти и злости по отношению к кому-либо и т.д.); 
- беспричинных  оскорблениях как знакомых, так и незнакомых людей; 
- попытке подчинить своей воле путем словесных угроз или словесного принуждения; 
- частых упреках, по большей части  безосновательных, в адрес взрослых членов семьи или педагогов;
- повышенном общем тоне разговора.
       Физическая агрессия выражается в различных формах физического воздействия — причинении боли, физических страданий, драчливости.
       Агрессия может также быть косвенной, то есть конкретно ни на кого не направленной. Этот вид агрессии также очень часто распространен среди подростков. Необъяснимые и немотивированные взрывы ярости, громкий крик, топанье ногами, удары ногами об стену или кулаками по столу — все это проявления косвенной агрессии. В качестве агрессивного поведения со стороны подростка можно также рассматривать и его общую склонность к раздражению, а также пассивное или активное противостояние установившимся авторитетам (негативизм).
       Так же,  агрессивное поведение может стать для подростка:
- способом достижения какой-либо цели (как конкретной, так и абстрактной);
-  своеобразным способом разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда других способов он либо не может найти, либо их на самом деле не существует;
- способом «блокирования» тех или иных потребностей и желаний, подавляемых более сильными (чаще всего, старшими по возрасту) людьми.
       Причины агрессивности могут быть различными. Развязность и грубость, агрессия в словах и в действиях могут быть  обусловлены стремлением подростка к подражанию. Ведь период взросления — это и период поиска идеалов, жизненных ориентиров. Одним из парадоксов этого возраста является одновременное стремление подростка быть самим собой, и в то же время — быть на кого-то похожим, подражать человеку или образу, который укореняется в сознании как идеал. Однако, этот идеал далеко не во всех-случаях является положительным. Многие подростки в качестве примера для подражания выбирают нечто совершенно противоположное общепринятым представлениям.
       Как объяснить то, что подросток, имея возможность выбирать между «хорошим» и «плохим»(обозначим таким образом понятия «положительного» и «отрицательного» идеалов), во многих случаях сознательно выбирает «плохое»? Ссоры родителей, взаимные оскорбления, свидетелем которых периодически становится взрослеющий сын или дочь, частые наказания — все это трансформируется в своеобразную модель агрессивного поведения, которая передается ребенку от взрослых. Само по себе физическое или грубое словесное наказание ребенка, насильственное принуждение его к чему-либо — это уже прямой путь к возникновению в его сознании модели агрессивного поведения. Особенно часто агрессию проявляют те дети, которые подвергались физическому насилию со стороны отца. Наказание эффективно и безопасно только в том случае, если ребенок чувствует справедливость наказания и позитивное отношение к себе со стороны родителей, в другом случае наказание всегда ведет к возникновению агрессии. Отсутствие положительных нравственных ориентиров в семье приводит к негативизму и агрессии в поведении подростка даже в том случае, если нет никаких иных предпосылок. Подростки, воспитанные на принципе «выживает сильнейший, а слабый достоин только презрения», способны получать удовольствие, причиняя физические страдания другим, более слабым людям; при этом они не испытывают чувства вины.                    
                                 

  ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?    

   

  • Родителям, дети которых относительно часто проявляют агрессивность в поведении, стоит серьезно задуматься над тем, что ожидает их детей в будущем. Бороться с проявлениями подростковой агрессии можно и нужно. Главное — не забывать, что это — совсем не тот случай, когда "клин клином вышибают". Поскольку доминирующим (осознанным или подсознательным) стремлением в поведении подростка является стремление к самоутверждению, к установлению позиции значимого собственного "я", наиболее продуктивным способом преодоления агрессивных тенденций в его поведении будет предоставление ему позитивной возможности самореализации. Прежде всего, следует проанализировать и пересмотреть, если необходимо, собственные жизненные установки; найти возможность расширить и обогатить духовный мир подрастающего сына или дочери. Этот момент — исключительно важный, несмотря на то, что является как бы подготовительным.

  • Задача родителей сводится к тому, чтобы повернуть подростка "лицом к себе ", попытаться найти с ним общий язык, взглянуть на мир его глазами. В достижении цели используйте такие качества личности подростка, как стремление к лидерству и даже престижу, придавая им позитивную направленность, энергичность и стремление к первенству — все это поможет вам "переключить" его энергию при условии ненавязчивого контроля.

  • Присмотритесь к подростку. Наверняка найдется какая-нибудь сфера деятельности, в которой он мог бы применить себя и получить те результаты, которые смогут удовлетворить его стремление к самовыражению, поднять собственную самооценку и оценку собственных возможностей и способностей в глазах окружающих. Для кого-то такой сферой может стать спорт, для кого-то — творчество, искусство.

  • Дайте ему возможность ощутить себя полноправным членом семьи, а не бесполезным "придатком", от которого ничего не зависит.  

  • Предоставьте возможность почувствовать себя необходимым и значимым для взрослых.

  • Прислушивайтесь к его мнению, избегая притворства, позволяйте подростку иногда "воспитывать" себя, будьте внимательны к его словам, следуйте его советам, если они справедливы, и никогда не отвергайте их, ограничившись в объяснениях одним лишь "потому что".

  • В спорах никогда не придерживайтесь авторитарных методов. Аргументируйте свое мнение, никогда не жалейте времени на то, чтобы что-то объяснить подростку, избегайте приказаний.

  • Предоставьте ему максимум самостоятельности. Таким образом вы лишите подростка возможности действовать назло и в то же время заставите его задумываться над своими поступками, над их возможными последствиями, выработаете чувство ответственности.

  • Научите его состраданию. Возможно, ребенок просто не понимает, что такое чувство сострадания, как оно может обогатить его духовный мир. На собственном примере, а не теоретически, покажите, как важно помогать слабым, беспомощным. Заставьте ребенка испытать чувство сострадания и почувствовать радость от того, что он оказался способным кому-то помочь или даже просто утешить.

  • Уважайте индивидуальность подростка.

    Не относитесь с предубеждением к его взглядам и высказываниям. Развитие человека осуществляется в деятельности — об этом никогда не следует забывать. В том случае, если подростку предоставить возможность деятельности социально значимой, общественно одобряемой и результативной, его стремление к самореализации найдет достойный выход.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?