Гимназия ТОМЬ
Гимназия ТОМЬ

 Ромаданова Елена Павловна, заместитель директора, Кляшева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, Попкова Людмила Федоровна, учитель начальных классов стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью  «За нравственный подвиг учителя» за 2014 год. 

   Награждение  состоялось 19 января 2015 года в Круглом зале Администрации Томской области с участием Митрополита Томского и Асиновского Ростислава, заместителя Губернатора Томской области Ч.М.Акатаева, Главного федерального инспектора по Томской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО В.Н.Сирчука, начальника Департамента общего образования Томской области А.А.Щипкова.

   Учителя представили на конкурс коллективный труд « Истоки - образ жизни» (Курс «Социокультурные истоки» как системообразующий фактор организации духовно-нравственного воспитания   НОУ гимназии « Томь» и победили в номинации « Лучшая инновационная разработка года.

 

На конкурс представлены:  

  Методические разработки уроков :

  • Кляшева Наталья Борисовна. Защитники Земли Русской. Урок в 3 классе.
  • Кляшева Наталья Борисовна. Знание и мудрость. Урок в 3 классе.
  • Кляшева Наталья Борисовна Род и семья. Урок во 2 классе
  • Кляшева Наталья Борисовна. Священный слова. Молитва-основа познания мира.    Урок в 4 классе.
  • Попкова Людмила Федоровна . Методическая разработка урока «  Сила слова» , 2 класс

 Методическая разработка праздника :

  • Кляшева Наталья Борисовна. « Пасха- праздник светлого Христова Воскресенья. Для учащихся 1-4 классов.

 Методическая разработка Мастер класса :

  • Попкова Людмила Федоровна. Духовный подвиг родителей.

 Доклады, сообщения и презентации :

  • Ромаданова Елена Павловна. Воинский долг и православие. Презентация.
  • Ромаданова Елена Павловна. Не стоит село без праведника, а город без святого. Презентация
  • Ромаданова Елена Павловна.  Значение пятой заповеди. Презентация.

 Аналитический материал  :

  • Килина И.И. Аналитическая справка по результатам исследования нравственных представлений учащихся начальной школы гимназии «Томь»
  • Ромаданова Е.П. Аналитическая записка « Истоки - образ жизни» ( Курс «Социокультурные истоки» как системообразующий фактор организации духовно-нравственного воспитания   НОУ гимназии « Томь». Преамбула.
  • Ромаданова Е.П.   Темы исследовательских работ и участники конференций 2013-2014 учебный год
  • Поспелова Е.А. заведующая кафедрой классных руководителей План воспитательной работы НОУ гимназии « Томь» Духовно-нравственное воспитание учащихся

 

  ЧОУ гимназия « Томь»  с  2010 года является экспериментальной площадкой ТОИПКРО по теме « Апробация учебной программы «Социокультурные истоки» в условиях ФГОС на базе негосударственного общеобразовательного учреждения гимназии « Томь» г.Томска.

   В течение  трех лет НОУ гимназия « Томь» становилась методической площадкой для учителей города и области: преподавателей  курса « Социокультурные  Истоки», учителей гуманитарного цикла и учителей начального обучения, заместителей директоров по воспитательной работе, а также родителей.  Два раза в год  на Макариевские чтения и в Дни славянской письменности и культуры учителя НОУ  гимназии « Томь» организуют секцию учителей « Социокультурные истоки» . Материалы данных секций были обобщены педагогами и  представлены на конкурс. Это разработки уроков, разработки внеклассных мероприятий, доклады, презентации по определенной теме, которая является текущей темой курса « Истоки». Итак, были проведены секции по следующим темам :

2011-12 учебный год -  Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании и литературном образовании ( Макариевские чтения);   Традиции праздника на уроках социокультурного курса « Истоки» и во внеурочной деятельности( Кирилло-Мефодиевские чтения)

2012-13  учебный год- Защита Отечества - священный долг» ( Макариевские чтения); Традиции Слова в русской культуре  (Кирилло-Мефодиевские чтения)

2013-14  учебный год - Библия как источник познания мира( Макариевские  чтения);

  « Светлая душа подвигом жива »Тема духовного подвига на уроках  и внеурочной деятельности»( Кирилло-Мефодиевские чтения)

   Логика этих семинаров такова:  отрабатывается одна из тем учебного курса « Социокультурные истоки» .  Учителя кафедр гуманитарного цикла гимназии помогают учителям кафедры начального обучения в освоении теоретического материала, философского обоснования этих тем на разных уровнях : историческом материале,  литературном и даже на естественно-научном . Так, например, рассматривается тема « Библия как источник познания мира». В курсе  « Социокультурные  Истоки» эта тема звучит так : «Священные слова Библии». На  семинар представлены сообщения и доклады по теме : Библия как исторический источник, литературный источник, Библия и эволюционная теория Дарвина,. Затем идет практическая часть :  проводится урок в 4 классе, где дети  размышляют о  молитве.  Часто на семинарах  показывается  внеклассное мероприятие. Таким образом, учителям, ведущими этот курс в своей школе, и другим учителям, которые работают по духовно-нравственной тематике,  могут  использовать  опыт учителей гимназии «Томь» в полной мере , так как здесь  есть и теоретический материал и практический по определенной теме.

   Так же на семинарах были отработаны темы: Духовный подвиг, Защита Отечества, Слово, Праздник, Семья.

   Кроме того, в гимназии стало традицией привлекать к этой работе и  учащихся старшей школы и предлагать им поразмышлять на эту же тему , используя  технологию « Дебаты». Так, ребята 9, 10, 11 классов провели дебаты на темы: «Духовный подвиг и современный мир»,  « Свобода : дар или искушение», « Эволюционная и Божественная теория происхождения жизни».

 

   Учебная программа « Социокультурные истоки» -это  образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. В процессе занятий ученики 1  класса осваивают важнейшие системообразующие понятия: Слово, Образ, Книга.
Учебное пособие «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. Четыре тематических блока: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Структура рабочей тетради «Истоки» для 3 класса состоит из блоков: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Разделы пособия 4 класса: «Традиции Образа», «Традиции Слова», «Традиции дела», «Традиции праздника».

   Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее,  программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций.

   В осуществление этого проекта вовлечены 3 учителя начальной школы, которые преподают этот курс. а также учителя гуманитарного цикла (литературы, истории ) они участвуют  в ежегодных Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтениях по темам , заявленным именно преподавателями данного курса, психологи, осуществляющие диагностику учащихся. Таким образом, в этот эксперименте  участвуют 11 преподавателей гимназии . Кроме того, участниками проекта становятся родители , которые участвуют во всех мероприятиях, проводимых гимназией : открытых уроках, праздниках, они помогают провести экскурсии по музеям и храмам, становятся инициаторами этих походов.

    Данная программа потому и называется « Социокультурные  Истоки, а не просто Истоки, так меняет социум вокруг. Любая программа духовно – нравственного - содержания всегда увеличивает число участников, расширяясь с каждым годом, как круги на воде.

   Но эта программа это только самый 1 уровень гимназической программы духовно-нравственного развития и воспитания личности школьников. 

Начальная школа

1 уровень  «Социокультурные Истоки»     (1-4 класс)

2 уровень  « Основы православной культуры»    в рамках курса «ОРКиСЭ» (4 класс ) 

Средняя и старшая школа) 

3 уровень  « Курс « Слово» ( Уроки Библии» ( 6-7 класс) 

  • Программы по литературе ( модифицированные) ( 5-11 классы)
  • Программа по древнерусской литературе( 8 класс)
  • Программа спецкурса» Библейские мотивы в литературе 19-20 веков ( 9-11 класс)

4 уровень « Исследовательская и проектная деятельность»  ( 4-11 классы) 

Речь идет о темах исследовательских работ духовно-нравственного содержания. В этом году на конференции выступило 25 учащихся  

5 уровень Внеклассная воспитательная деятельность

  • На этом уровне осуществляется Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках Плана воспитательной работы гимназии « Томь»
  • Программа  «Православные праздники», созданная и осуществляемая  Кляшевой Натальей Борисовной.

 

   Таким образом, достаточно системно в гимназии организована работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

   Она  охватывает как учебную, так и воспитательную деятельность. Гимназия работает по этому направлению уже 20 лет. Кроме Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтений учителя гимназии для обобщения и распространения опыта используют разные площадки : Семинары кафедры гуманитарного цикла, курсы ТОИПКРО, публикации в печатных изданиях.

   В 2013-14 учебном году был запущен еще один проект : конкурс интегрированных  работ по Библии для учащихся в рамках Макариевских чтений. Таким образом, нам есть чем поделиться  с учителями города и области.

   Любая работа в этом направлении держится на энтузиазме учителя, на его желании что-то изменить к лучшему. Курс « Истоки»  рассчитан на  1 час в неделю, а сколько нужно времени и сил, чтобы подготовиться к уроку, к празднику или к дебатам. Поэтому работать по программе « Истоки» будет только заинтересованный учитель, который живет этим. Вот  мы и говорим, что « Истоки» - не просто программа, но образ жизни.                               

       

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?