Кафедры

Естественно-математического цикла

Концепция деятельности кафедры

естественно-математических наук ЧОУ гимназии «Томь»

Инновационный проект:

 

«Роль активных методов в развитии творческого потенциала с учётом личностных особенностей учащихся»

 

Кафедра естественно-математических наук является структурным подразделением научно-методической службы ЧОУ гимназии «Томь». Тема, над которой работают педагоги кафедры: «Интеграция наук - основа познания мира»   органично вытекает из методической темы гимназии - «Изучение и внедрение принципиально новых мотивационных механизмов обучения и идеи  саморазвития личности».

 

Цель работы кафедры: создание условий для развития творческого самосовершенствования личности через организацию исследовательской деятельности учащихся на базе предметов естественно-математического цикла.

 

Основные задачи работы кафедры:

  • совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в образовательно-воспитательном процессе;
  • разработка механизма и организация сопровождения личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
  • обеспечение оптимального развития гимназического пространства и его взаимодействия с социальным окружением.

Выполняя поставленные задачи, учителя кафедры продолжают работу по реализации принципов развивающего обучения, по изучению и внедрению в практику новых педагогических технологий, создают банк данных методического опыта.

Ведущие принципы деятельности кафедры:

Принцип гуманного взаимодействия субъектов деятельности, как регулирующий, управляющий фактор, определяющий направления в развитии кафедры.

Принцип индивидуально-личностного подхода: признание неповторимости и уникальности каждой личности, безусловное уважение ее своеобразия.

Принцип единства свободы и ответственности: признание человека субъектом собственного личностного развития; признание свободы личностного выбора и ответственности за него личностью самого учащегося.

Содержание и структурная организация работы кафедры

 

В содержании научно-методической работы кафедры реализуются основные цели образования, направленные на становление культуры умственного труда, навыков самообразования, самовоспитания, методов и средств научного познания.

Базовые теоретико-методологические идеи кафедры:

1. Системный, личностно-деятельностный подходы как основополагающие в организации работы кафедры по всем направлениям;

2. Интеграция, как системообразующая идея работы кафедры, рассматриваемая в нескольких аспектах:

  • Интеграция предметов естественного цикла;
  • Интеграция предметов естественного цикла и экологии;
  • Интеграция науки и практики (интеграция научных исследований с педагогическим процессом);
  • Интегративные тенденции в образовании как предмет педагогического исследования.

 

Учебно-методическая деятельность кафедры

 

Цели учебно-методической деятельности:

  • Повышение научной информативности в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин;
  • Совершенствование технологии обучения.

 

Учителя кафедры используют в своей работе, наряду с традиционными, современные педагогические методы и технологии:

  • Интегративные методы,
  • Проектные методы;
  • Проблемно-деятельностный метод;
  • Исследовательские методы;
  • Перспективно-опережающее обучение,
  • Модульное, проблемно-модульное обучение;
  • Информационные технологии;
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • Деятельностные подходы (самостоятельная работа);
  • Индивидуальные, индивидуализированные методы;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Интенсификация обучения (темп);
  • Личностно-ориентированное обучение.

 

Гуманизация и дифференциация, обучение и воспитание, в центре которого стоит личность ученика, осуществляется через предпрофильное и профильное обучение (9 - 11 кл.), ведение элективных курсов, ведение факультативных курсов.

Ведение факультативов и спецкурсов способствует прочному становлению и максимальному развитию индивидуальных склонностей каждого ученика.

Большое внимание в работе кафедры уделяется учебному процессу и совершенствованию качественной подготовки учащихся в области естественных наук.

 

Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры

 

В нашей гимназии создаются условия для самореализации каждого участника образовательного процесса. Одним из средств этого является приобщение школьников к исследовательской деятельности с целью формирования личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры.

 

Формы научно-методической и научно-исследовательской работы педагогов кафедры:

1. Организация и проведение исследовательской работы:

  • разработка и апробация авторских программ;
  • изучение теоретического материала;
  • участие в семинарах, научно-практических конференциях, совещаниях;
  • написание методических пособий;
  • создание элективных курсов;
  • издание статей в сборниках.

 

2. Разработка методической документации:

  • работа по составлению учебных планов и программ;
  • разработка положений о конкурсах, олимпиадах;
  • разработка методик диагностики учащихся.

 

3. Повышение квалификации:

  • учеба на курсах повышения квалификации при ТОИПКРО;
  • работа с научно-методической литературой;
  • проведение открытых уроков;
  • сопровождение научно-исследовательской работы учащихся.

 

4. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта:

  • обобщение педагогического опыта, обмен опытом;
  • оформление результатов исследования в виде доклада, статьи;
  • презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс;
  • мастер-класс, педагогическая мастерская;
  • оказание методической помощи.

Учителя кафедры принимают участие в работе гимназических, городских и областных научно-практических конференций, семинаров.

Педагоги кафедры считают актуальным включение в образовательный процесс научно-исследовательской деятельности учащихся.

 

Целью исследовательской деятельности в образовании является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

 

Организация на кафедре научно-исследовательской деятельности учащихся способствует:

  • развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам естественно-математического цикла, развитию представлений о межпредметных связях;
  • созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
  • становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
  • развитию умений самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
  • развитию умений грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • профессиональному самоопределению учащихся.

Главным формальным результатом научно-исследовательской деятельности педагогов кафедры  и гимназистов являются итоговые работы, представляемые учащимися на гимназическую научно-практическую конференцию, а так же высокие показатели выступлений учащихся на городских и областных предметных олимпиадах.

 

Воспитательная деятельность учителей кафедры

 

Цель учебно-воспитательной деятельности педагогов кафедры - формирование познавательного интереса гимназистов, развитие и совершенствование их творческих и коммуникативных способностей.

Творческая деятельность на кафедре организована в форме спецкурсов, элективных курсов, факультативов, индивидуальной работы с учащимися. Традиционно педагоги проводят Неделю творчества кафедры естественных наук. Цели проведения Недели творчества:

  • изучение дополнительной литературы учащимися для повышения их интереса к естественным наукам;
  • создание условий для реализации творческих возможностей гимназистов через проведение конкурсов, смотров, интеллектуальных игр, изготовление наглядных материалов.

Во время недели творчества проходят предметные олимпиады, тематические конкурсы газет, познавательные игры, КВН, интеллектуальные игры,  экологические конкурсы.

 

Модель выпускника

 

Цели и задачи кафедры позволяют спланировать получение результата образовательной деятельности. Предполагается, что в результате реализации поставленной цели выпускник гимназии будет обладать следующими качествами личности:

  • уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследования факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
  • быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.