Кафедры

Гуманитарных наук

Концепция развития кафедры гуманитарного цикла

 

Роль гуманитарного образования в гимназии

 

Роль гуманитарного образования в любом образовательном учреждении непомерно велика. В ЧОУ гимназии «Томь» развитие гуманитарного образования является приоритетным направлением, в его основе находится взаимодействие с другими сферами наук на всех уровнях образования, компоненты которой конкретизируются применительно к соответствующей сфере деятельности.

В основу гуманитарного образования входит совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующая определенную целостность, единство. В связи с этим, кафедра гуманитарного цикла преследует определенные цели:

 

I. Образовательные:

1.   Формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ гуманитарных наук.

2.   Обучение навыкам мыслительной деятельности.

3.   Обучение навыкам самообразования и научно-исследовательского труда.

 

II. Воспитательные:

1.   Формирование нравственных основ личности.

2.   Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

3.   Формирование внутренних потребностей личности в непрерывном совершенствовании.

Гуманитарное образование охватывает следующие ступени образования:

I.    начальное звено (1-4 классы);

II.   среднее звено (5-9 классы);

III. профильные классы (10-11 классы).

Для каждой ступени образования формулируются определенные задачи, характерные для соответствующего возраста учащихся:

 

I Начальный этап.

a) формирование положительной мотивации к обучению гуманитарным дисциплинам,

б) формирование коммуникативных навыков.

Поставленные задачи решаются за счет обучения детей чтению и письму. Помимо этого в начальной школе вводятся дополнительные дисциплины, направленные на формирование в младшем школьнике основ духовно-нравственного воспитания, развития патриотических чувств. Для этого разработаны такие экспериментальные курсы, как:

1. «Истоки народной культуры», для учащихся 1-2 классов;

2. «Введение во храм слова», для 3-4 классов.

Также, кафедрой гуманитарного цикла разработан и внедрен курс латинского языка, направленный, на: а) формирование понятия об интегративных связей между современными языками и древними (латинским, греческим), повлиявшими на его образование; б) содействие учащимся в изучении иных европейских языков: английского, французского, немецкого; в) основание понятия о родстве языков с помощью проведения параллелей в лексике различных языков.

 

II. Второй этап.

а) формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ гуманитарных наук (русский язык, литература);

б) повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей (организация научно-практических конференций, «погружений», литературных чтений в которых выявляются познавательные, ораторские, актерские способности учащихся);

в) формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков (способность выражать свои чувства в форме сочинений, эссе, рассуждений на определенные темы);

г) формирование общих и специальных умений и навыков (интеграция разных дисциплин, изучение мифологии, библии и т.д.).

 

III. Третий этап.

а) Освоение фундаментальных теоретических основ гуманитарных наук;

б) развитие специальных и практических способностей учащихся;

в) овладение специальными приемами мыследеятельности;

г) формирование целостной картины мира;

д) овладение навыками научно-исследовательского труда;

е) психолого-педагогическая диагностика профессиональной интеллектуальной деятельности.

 

Особенности гимназического преподавания гуманитарных дисциплин

 

Особенностью гуманитарного образования в гимназии является преподавание гуманитарных дисциплин в их взаимосвязи. Каждый курс является логическим продолжением другого и направлен на формирование в учащемся определенных умений и навыков. При этом большое внимание уделяется изучению русской национальной культуры, без которой невозможно формирование полноценной, духовно развитой личности.

В связи с этим, значительное место в преподавании уделяется изучению мифов, фольклорных традиций, библейских текстов, без которых невозможно увидеть генезис культурных и ментальных обычаев.

В качестве пропедевтических курсов, призванных ввести ребенка в мир духовно-нравственной жизни русского народа, ознакомить с истоками народной культуры, являются программы:

1. «Истоки народной культуры», призванный пробудить у детей интерес к прошлому своего народа, помочь погрузиться в стихию родного языка;

2. «Введение во храм слова», направленный на формирование основ христианского сознания и поведения.

3. «Введение в латинский язык и античную культуру», позволяющий учащимся увидеть влияние иной культурной традиции на формирование русского языка и литературы.

4. «Риторика», основной целью которой является обучение детей младшей школы эффективному общению. Программа обладает практической направленностью. Центральное место в ней занимают коммуникативные умения: умение общаться и умение анализировать, оценивать общение

В основе содержания и структуры программ, разработанных для среднего звена, лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Центральное место занимает курс «Русская народная словесность», который дает возможность познакомить учащихся со складом мышления родного народа, раскрывает значимость слова в жизни человека, позволяет лучше подготовить детей к восприятию письменной словесности. Отличительной особенностью этого курса является то, что он не дается в отрыве от современной действительности. Любой фольклорный элемент находит отражение в классической литературе, как русской, так и зарубежной (начиная с языческих, мифологических, природных мотивов и заканчивая социальными утопиями). В литературном произведении рассматриваются все темы, проблемы, но более глубоко и основательно изучаются мотивы, иллюстрирующие народный компонент русского менталитета.

Курс «Греческая мифология», рассчитан на формирование у учащихся представления о сущности мифологии, истории возникновения основных богов, с характерными для них особенностями и функциями. Целью курса является формирование у учащихся целостного и системного представления о культуре; расширение исторического, литературного и философского кругозора; формирование понятия мифа, представления о его происхождении и развитии и взаимодействии с другими жанрами художественной литературы.

Курс «Уроки Библии» подается как неотъемлемая часть мировой культуры. Акцент делается на гуманистический потенциал Библии, на заложенную в ней способность объединять людей в их нравственном поиске, в стремлении к интеллектуальному совершенствованию вне зависимости от их национальности и отношения к религиозной вере; на ее бесспорную общечеловеческую значимость, в том числе, как ключевого текста для понимания истории развития и содержания значительной части мировой культуры.

В структуру гуманитарного образования в профильных классах входят разные виды занятий, как продолжающие цикл программ средней школы, так и дополняющие ее. Структура курсов представляет собой проблемно-тематическое планирование материала по принципу укрупненного блока Программы составлены с тем учетом, что старшеклассник - это будущий абитуриент, следовательно, основная цель - максимально развить лингвистические, литературоведческие и культурологические потенциалы учащихся.

Помимо программ, обязательных для изучения в старшей школе (русский язык, литература), для учащихся разработаны многочисленные курсы, направленные на выявление и развитие основных способностей ребенка. Среди них:

1. «Античные мотивы в русской лирике к.18 - сер.19 вв.», целью которого является знакомство учащихся с некоторыми произведениями русских классиков к.18-сер.19 вв.с точки зрения изучения античных образов и мотивов, тесно переплетающихся с русской культурой.

2. «Стилистика».

3. «Деловой этикет».

4. «Основные проблемы современного обществознания».

 

Организация внешкольной внеурочной деятельности

 

Гуманитарное образование занимает центральное место во внутришкольном воспитании личности. В связи с этим проводится ряд мероприятий, направленные как на развитие внутренних потенциалов ребенка, так и на создание благоприятных условий для его роста.

I. «Погружение». Организация «погружений в эпоху» занимает значительное место в структуре гимназического образования и воспитания. Оно направлено на создание условий, в которых ребенок «переносится» в другую эпоху, совершает своеобразный экскурс во время. Основная цель - создание межкультурного диалога, погружение в определенную эпоху, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия. Задачами «Погружения» являются:

  1. развитие познавательного интереса у учащихся за счет воссоздания атмосферы иной эпохи;
  2. введение в мир истории и культуры выбранного периода;
  3. воссоздание «духа эпохи»;
  4. возможность самореализации каждого ребенка;
  5. формирование и стимулирование познавательного интереса к изучению истории, литературы.

Для осуществления поставленных задач помогает тесное взаимодействие разных дисциплин: гуманитарных (история, литература, культура), естественнонаучных (физика, химия, информатика и т.д.), иностранных языков, эстетических.

II. «Неделя гуманитарного цикла».

Цель - повышение познавательного интереса учащихся к гуманитарным дисциплинам. Данная работа направлена на формирование в учащемся бережного отношения к родному языку и народной культуре, ответственного отношения к литературному наследию. В связи с этим проводится ряд открытых уроков, организуются литературные вечера, ораторские выступления, проводится научно-практическая конференция кафедры гуманитарных наук.

III. Научно-практические конференции. Организация гимназических конференций кафедрой гуманитарного цикла преследует цель - формирование умений и навыков научных исследований у учащихся в области проблематики и поэтики русской и зарубежной литературы.

 

Формирование компетенций на уроках гуманитарного цикла

 

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации гуманитарного образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможнностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Для этого необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у него разные компетенции:

  • Коммуникативная компетенция - включает овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
  • Языковая компетенция - овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими).
  • Социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям родного языка.
  • Учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения родного языка, литературы и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий.

 

В связи с этим пред учителями словесниками ставятся следующие задачи:

  1. создать условия для освоения учащимися теоретического и практического материала о языке;
  2. обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность в монологической и диалогической речи;
  3. создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательные объекты;
  4. содействовать развитию у гимназистов умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент, доказательность;
  5. содействовать развитию таких качеств личности, как собранность, уважительность, любовь к родному языку, культуре и литературе;
  6. помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.

 

Расширенное содержание предметов гуманитарно-культурологического цикла

 

Формы реализации проекта

Показатели эффективности

Дальнейшие перспективы

Внедрение образовательных программ

  1. Курсы Русская народная словесность 5 кл
  2. Греческая мифология
  3. Стилистика
  4. Уроки Библии ( Слово)
  5. Введение во храм Слова
  6. Основы народной культуры
  7. Древнерусская литература
  8. Латинский язык
  9. Элективный курс « Античные мотивы в русской литературе»
  10. Введение в историю
  11. Профильный курс «Некоторые вопросы истории»
  12. Основные проблемы современного общественного знания
  13. Деловой этикет.
  14. Особенности публичной речи.

 

-Высокий процент качества

образования.

- Участие  в научно-практической конференции, призовые места

 

- Участие в Духовно-исторических чтениях памяти Кирилла и Мефодия.

 

- Участие в городских дебатах по обществознанию

 

Элективные курсы для предпрофильного и профильного обучения.

Спецкурс для профильного обучения « Русская античность конца 18 , нач. 19 века» ( Цели курса - проследить влияние античной литературы на специфику русской литературы».

 

«Основы журналистики»

« Бизнес-этикет»

Внеурочная деятельность.

Участие в Погружениях в эпоху

- Проведение недели гуманитарного цикла

-

-Проведение фольклорных праздников.

Организация школьных спектаклей и вечеров

 

 

Организация гимназической литературной газеты,  страницы сайта

 

Научно-исследовательская деятельность

Проведение научно-практической конференции

Увеличение качественных показателей рефератов и творческих работ

Проведение альтернативной олимпиады по литературе на базе гимназии.

- Проведение  гимназические духовно-исторические чтения или дебаты.