Методический кабинет

Духовно-нравственное воспитание

Ромаданова Елена Павловна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель литературы, Почетный работник РФ

Духовно-нравственное воспитание в гимназии.

В педагогическом сообществе сейчас все чаще звучит мысль о том, что воспитание и обучение суть вещи разные, не взаимосвязанные. И школа должна только обучать. Особенно , если речь идет о гимназии. Ведь гимназия - учебное заведение повышенного уровня, и детям нужно дать знания, а воспитывать должны родители, общество, Церковь, наконец.
В школах отказываются проводить мероприятия воспитательного характера, вечера, выпускные вечера.
В частной гимназии «Томь» так не считают и даже более того воспитательные задачи прописаны в новой редакции концепции гимназии.
Так , например гимназия относит к целям высшего уровня следующие:

- активное участие в формировании интеллектуального потенциала страны;

- становление и развитие гражданского и духовного возрождения и высших потребностей личности;

  • возрождение русских национальных и духовных традиций;

к целям гимназического уровня :

- формирование у учащихся высоких нравственных качеств, готовности к сотрудничеству.

- формирование саморазвивающейся, самосовершенствующейся личности

В самом общем виде современная гимназия ориентируется на формирование высокообразованной, инициативной и общественно активной саморазвивающейся личности, способной творчески реализовать себя в различных сферах современного общества, обогатить процесс реформирования нашего общества, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.
Кроме того, гимназия определяет понятие ЛИЧНОСТЬ ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОЙ ГИМНАЗИИ :

- ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Это такой человек, который понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, в любой момент может проявить себя их действительным выразителем, отзывчивым на чужие переживания.

  • образованный не только для себя, но и для других
  • терпимый, толерантный человек.

- НРАВСТВЕННО И ЭСТЕТИЧЕСКИ ВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК И ГРАЖДАНИН.

- ЧЕЛОВЕК САМОСОВЕРШЕНСТВУЮЩИЙСЯ . Его характеризуют следующие качества:

  • четкое осознание своих способностей, возможностей и потребностей;
  • одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;
  • устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;
  • постоянные занятия своим самосовершенствованием; владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;
  • осознанное поведение, направленное как на улучшение себя, своей личности, так и на людей, общественную пользу;
  • высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;
  • творческий характер деятельности.

Отсюда вытекают Задачи гимназического воспитания

  1. Формирование нравственных основ личности.
  2. Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.

 

Задачи гимназического воспитания осуществляются

  • через реализацию Культурологического принципа и принципа Ориентации на личность.
  • Через закрепление традиций гимназии,
  • совершенствование системы работы классных руководителей
  • Через единство процесса обучения и воспитания формирование и закрепление традиций гимназии;
  • формирование «педагогической среды» - особого гимназического духа в ученическом коллективе: товарищества, взаимовыручки, атмосферы культа знаний, духа интеллигентности, включающей образованность, внешнюю и внутреннюю культуру жизнедеятельности.

 

Воспитательная работа ведется по 5 основным направлениям, в том числе :

  • Нравственное воспитание и нормы жизни гимназии
  • духовное воспитание и образование.
  • личность и самореализация
Итак, гимназия определила задачи духовно- нравственного воспитания. Как же они реализуются.
  1. Учебные программы.
В гимназии внедряются несколько культурологических программ, в цели и задачи которых, прежде всего, входит и духовно-нравственное воспитание.
  1.  
    • Курс « Русская словесность с древнейших времен до наших дней» ( 5-11 класс)
    • «Русская словесность» ( 5 класс) ( автор Ромаданова Е.П.)
    • Спецкурс « Слово» ( Уроки Библии ) ( 6-7 класс) ( автор Ромаданова Е.П.)
    • Спецкурс « Введение во храм Слова» ( 3-4 класс)( автор Кляшева Н.Б.)
    • Курс « Истоки» ( 1-4 класс) Планируется вести этот курс в 5-8 классах. ( учитель Новикова О.В.
    • Элективный курс для профильного обучения «Библейские мотивы в русской литературе» ( 10-11 класс.)
  2. Научно-исследовательская деятельность

Большое значение уделяется развитию у ребят навыков научно-исследовательской работы. Курс « Уроки Библии», « Введение во храм Слова» заканчивается творческими зачетами или защитой рефератов. Темы этих исследовательских работ очень часто интегрированные, и ребята работают с несколькими научными руководителями.

Научно исследовательская работа учащихся осуществляется в несколько этапов :
1 этап :Изучение Библии на спецкурсе «Уроки Библии», изучение библейских мотивов на уроках литературы;
2 этап : Определение темы научно -исследовательской работы.
3 этап : Работа по отбору материала. Работа с исследовательской работой.
4 этап : Создание компьютерной презентации;
5 этап: Выступление на гимназической научно-практической конференции. Подготовка к городской конференции. Работа над литературной составляющей работы.
6 этап : Защита работы на городской научно-практической конференции.
7 этап : Подготовка к выступлению на Духовно-исторических чтениях памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия . Работа над библейской и богословской составляющей исследовательской работы.
8 этап : Защита работы на Духовно-исторических чтениях памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия
7 этап: Продолжение работы над рефератом на следующий год . Углубление и расширение темы на материале других предметов ( истории, естествознания, географии, математики)
Таким образом, учащиеся не только глубоко усваивают материал, но и учатся говорить, убеждать, защищать свою позицию. Развиваются риторические навыки. Ребята получают опыт публичных выступлений.
Приобретают навыки научно- исследовательской работы, культуры оформления творческой работы.
И самое главное, повышается мотивация на познавательную деятельность, происходит развитие личности.
Поскольку материал, с которым общается учащийся носит духовный характер, то соответственно воспитательный эффект от такой работы очень значительный.

В течение последних трех лет на отлично были защищены следующие экзаменационные работы :

 

  1. « Религиозное чувство Пушкина», « Иерусалим - город трех религий» ( Антонкина Т.)
  2. «Мифологические мотивы в творчестве русских поэтов», ( Фурсова Т.)
  3. «Дьяволиада в русской литературе», (Захаров Н.)
  4. «Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»,
  5. « Странники в русской литературе». ( Семитко С.)
  6. Тема выбора в Библии, живописи и русской литературе. ( на материале творчества А.С. Пушкина ( Моцарт и Сальери), Васнецова ( Витязь на распутье) (Д.Столетов)
  7. Сотворение мира в мифологии, Библии, науке. Тема Творца. Тема свободы в Библии, живописи и русской литературе. ( на материале творчества А.Ахматовой) ( Марченко А.)
  8. Вавилонское столпотворение. Тема греха в Библии, живописи и русской литературе.( На материале творчества И.А. Бунина ( «Господин из Сан-франциско) ( Александрова А.)
  9. Тема света и тьмы в Библии, живописи и русской литературе. ( на материале творчества Тютчева Ф.И.) ( Лысенина В.)
  10. Библейские мотивы в текстах песен русских рок-музыкантов. ( Творчество группы «Ария») ( Карпов Д.)
  11. Тайна Тайной вечери.( на материале творчества О.Мандельштама, Леонардо да Винчи, Д. Брауна, Н.Ге, исследований по христианскому богословию, иконографии) ( Авсюк Д.)
  12. Что есть Истина? ( на материале творчества М.Булгакова, А.С.Пушкина, Н.Ге, исследований по христианскому богословию) ( Колотушкина Н.)
  13. Тема красоты в античной мифологии, иконописи и русской литературе ( на материале творчества Ф.М. Достоевского ) ( Кот А.) 9 кл.
  14. Сад искушений или наслаждений. ( Тема сада в Библии, образ сада в литературе, сад в европейской культуре) ( Колотушкина А.) 11 класс
  15. Вечное и временное в творчестве А.Платонова ( Нестеренко А.) ( 11 класс)
  16. Лень - бездеятельность или способ отшельничества. ( на материале романа И.С. Гончарова . Обломов ) Семитко В. ( 10 кл)
  17. Инфернальные силы в жизни и творчестве А.Блока. Образ Христа в его лирике. Семитко В. ( 11 класс)
  1. Внеурочная деятельность
  • Погружения в эпохи .

Логическим включением в программу духовно-нравственного воспитания являются ежегодные праздники «Погружения в Древние эпохи», организаторами которых являются именно учителя- словесники

За последние пять лет проведены Погружения : в Петровскую эпоху, в век классицизма ( 18 век), в Сибирь, в Томск. В 2007 учебном году праздник назывался « Самодержавие. Православие. Народность», так мы назвали эпоху 2 половины 19 века в России.

При подготовке к праздникам ребята пишут рефераты, делают газеты, готовятся к общегимназическим конкурсам Мы приглашаем интересных людей, организуем экскурсии, пытаемся использовать культурный потенциал города : музеи, библиотеки, театры, филармонии .

  • Календарные праздники . В гимназии стали традицией проведение Православного Рождества , Пасхи, Покрова Пресвятой Богородицы.
  • Дебаты. Учащиеся гимназии очень часто берут библейские и православные темы для дебатов на уроке истории, обществознания, биологии (например, Эволюционная теория Дарвина и Сотворение человека; Гражданский и православный брак )
  • Деловые игры, вечера, литературные гостиные, чтения ( Тайна Тайной вечери, Тема любви в литературе. Что такое любовь к ближнему? )
  • Экскурсии, поездки. ( Мы активно сотрудничаем с Томским художественным музеем, отделом христианского искусства и сотрудником музея И.А. Евтихиевой. Поездки в Москву, по городам Золотого кольца, в Санкт-Петербург, Киев, где дети могут познакомиться со старинными центрами русской духовности, стали традицией.
Принципиальная позиция педагогов гимназии состоит в том, что дети гимназии «Томь» особо нуждаются в уроках духовности, так это будущие юристы, экономисты, чиновники, ученые , бизнесмены, руководители. Они будут во многом определять, каким будет государство. Значит нужно не опоздать, познакомить с их с духовными традициями русской нации.
В перспективе мы планируем проводить мероприятия, лекции, беседы и для наших родителей.

Программы и уроки: