Гимназия ТОМЬ
Гимназия ТОМЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Данная концепция ориентируется на весь комплекс требований, предъявляемых сегодня к начальному образованию (воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; требование развития каждого ребенка; требование создания целостного образа мира средствами каждого из предметов

 

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ концепции развития начальной школы исходит из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.

 

Основная идея проектируемой системы начального образования - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности ( способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной деятельности, где ученик выступает то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

 

Содержательные линии индивидуального развития:

- формирование познавательных интересов школьников и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;

- воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе; готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;

- воспитание физической культуры младшего школьника: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности а разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;

- формирование эстетического сознания младших школьников и художественного вкуса; эстетической способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;

- социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ концепции: формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких образовательных областей как филология, математика, естествознание и история, экономика, искусство, физическая культура.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ проектируемой концепции:

 

Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей.

Общее развитие младших школьников базируется на:

- формировании сенсорных эталонов;

- формирование деятельности наблюдения и мыслительной деятельности;

 

Общее развитие включает в себя:

- эмоциональное и нравственное развитие;

- эстетическое развитие;

- физическое развитие.

 
 

Принцип непрерывного развития каждого ребенка.

Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений связанных, во-первых, с работой с разными источниками информации; во-вторых, с работой в сотрудничестве в разном качестве; в-третьих, с самостоятельной работой,понимаемой не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника).

 

 

Принцип прочности.

Несмотря на то, что знания, умения и навыки рассматриваются в качестве , а не цели развития ребенка, сохраняется значимость усвоения детьми  базового минимума содержания образования. Принцип прочности подчеркивает эту позицию содержания непрерывного образования.

 

Принцип интеграции.

Важнейшим основанием этого принципа является понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Принцип обучения в зоне ближайшего развития.

Предполагает, что обучение на любом этапе должно идти впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. Учет разного уровня развития детей предусматривает разную меру трудности, а соответственно помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником, включенным в учебный процесс.

   

  

ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА  МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

1. Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения.

2. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

3. Свойства психологической  комфортности.

4. Сочетание инструментальности подачи учебного материала (дифференциации его по разным основаниям) с сохранением целостной картины мира.

 

 Начальное образование занимает важное место во во внутришкольном воспитании личности.В связи с этим проводится  мероприятия, направленные на развитие внутренних потенциалов ребенка и на создание благоприятных условий для его роста.

 

 В качестве пропедевтических курсов, которые призваны ввести ребенка в мир духовно-нравственной жизни русского народа, ознакомить с истоками народной культуры, граммы:

  • "ИСТОКИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ", призванный пробудить у детей интерес к прошлому своего народа, помочь погрузиться в стихию родного языка;
  • "Введение во храм слова", направленный на формирование основ христианского сознания и поведения;
  • "РИТОРИКА", основной целью которой  является обучение детей младшего школьного возраста эффективному общению. Программа обладает практической направленностью. Центральное место в ней занимают коммуникативные умения: умение общаться и умение анализировать, оценивать общение.

 Ученики начальной школы принимали самое активное участие в Научно-практических конференциях. Участие в конференциях преследует цель - формирование умений и навыков научных исследований у учащихся.

 "Погружение". Оно направлено на создание условий, в которых ребенок "переносится" в другую эпоху, совершает своеобразный экскурс во время.