Гимназия ТОМЬ
Гимназия ТОМЬ

В течение пяти последних лет Министерством образования РФ проводится эксперимент, связанный с поиском новых форм проведения выпускных экзаменов (итоговой аттестации) в 11 классе. Одна их этих форм - Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

В 2004 году Управление образования Администрации Томской области совместно с Центром оценки качества образования было проведено социологическое исследование по проблемам ЕГЭ1. В исследовании приняли участие 2618 человек, среди которых 846 выпускников средних учебных заведений г. Томска и Томской области. Анализ результатов показал, что главным фактором, определяющим отношение к ЕГЭ обучающихся, является их подготовленность к экзамену и объективность его оценки. Того же мнения придерживаются и их родители. Если объективность оценки зависит не от обучающихся, то подготовленность к нему всецело лежит на их собственных плечах (при бесспорном участии родителей и педагогов).

Отвечая на вопрос о целесообразности дополнительной подготовки, большинство обучающихся предпочли готовиться к экзаменам самостоятельно - 52,1%; 8,4% считают, что дополнительные занятия вообще не нужны; различные подготовительные курсы (в вузе в том числе) выбрали 44,2% респондентов; вузовские классы в школе - 10,2%; занятия с репетитором - 25,0% ответивших на данный вопрос (сумма процентов более 100, так как респонденты могли выбирать более одного ответа). В итоге большинство учащихся, принимавших участие в данном социологическом опросе, отметили необходимость дополнительной подготовки по русскому языку в том или ином ее виде, и это не случайно. Изучение основного курса русского языка по сути заканчивается в 9 классе общеобразовательной школы; в 10 - 11 классах на повторение и закрепление пройденного ранее отводится по программе старших классов 1 - 2 часа в неделю, что явно недостаточно для систематизации знаний, а особенно для восполнения пробелов знаний учащихся. Поэтому мы и предлагаем факультативный курс «Особенности и трудности сочинения-миниатюры».

В целом структура ЕГЭ по русскому языку определена. Контрольные измерительные материалы (КИМы) состоят из трех частей: 1) тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, лексике, орфографии и т.п.); 2) многоаспектный языковой анализ текста; 3) небольшое письменное высказывание (сочинение-миниатюра) в форме отзыва на прочитанный и проанализированный текст.

В последнем задании (часть С) предлагается написать краткий отзыв о прочитанном тексте, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором. Кроме того, необходимо оценить речевое оформление текста, отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли.

Третье задание, которое проверяет умение анализировать содержание исходного текста, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка, традиционно оказывается для учащихся наиболее сложным. Поэтому цель данной программы - дать учащимся возможность успешно подготовиться к написанию сочинения - миниатюры.

Задание в свободной форме (тип С) предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная работа по тексту (сочинение-рассуждение), которая проверяется специально подготовленными экспертами.

Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов № 2). Рекомендуемое время выполнения - 90-100 минут. Объем - не менее 150 (150-300) слов. Максимальное количество баллов за выполнение этой работы - 22. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.

 

Выполнение третьей части работы является обязательным для тех, кто претендует на отметку «4» или «5» и собирается поступать в ВУЗ.

 

Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению

Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:

1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;

2) умение анализировать содержание читаемого текста;

3) умение анализировать форму текста;

4) умение выражать собственную позицию;

5) умение последовательно излагать мысли;

6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

7) орфографические и пунктуационные умения;

8) владение нормами современного литературного языка.

Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.

Часть С соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить объективный отбор наиболее сильных выпускников.

Вот как выглядит типичная формулировка этого задания: «Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.

Цель данной программы - дать возможность старшеклассникам приобрести конкретные практические навыки для выполнения задания с развернутым ответом (часть) контрольно-измерительных материалов и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Курс знакомит с требованиями, предъявляемыми к сочинению-миниатюре, критериями его оценки, имеет практическую направленность.

Программа курса «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности» составлена на основе следующих нормативных документов: "Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку" (Приказ МО от 15.05.98 № 1236) и "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку" (Приказ МО от 30.06.99 № 56). Кроме того, при составлении использована программа для 10-11 классов Пахновой Т.М. «Основы редактирования», опубликованная в сб. «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 - 11 кл.\ Сост.Рыбченкова Л.М.. - 2-е изд.» (М.: Дрофа, 1999), а также методические пособия и разработки: «Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом»; «Материалы для проведения зачета по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык»; «Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С)» (Колупаева О.В.). Использован также практический опыт автора-разработчика программы, накопленный в результате работы в старших классах, в областной экспертной комиссии по проверке части С ЕГЭ, в областной апелляционной комиссии, при участии в различного рода тематических семинарах и творческих группах.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Цели обучения

Данный факультативный курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного под-ходов к обучению языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

 

Задачи
- закрепить и расширить знания учащхся о тексте, совершенствуя в то же время навыки создания текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе с исходным текстом;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- ликвидировать по возможности индивидуальные пробелы школьного образования.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

 

Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

Умения и навыки

Учащиеся должны уметь:
- распознавать текст по его обязательным признакам;
- различать типы и средства связи;
- различать типы речи;
- определять стили речи по их характерным признакам и свойствам;
- анализировать текст с точки зрения тематики и проблематики;
- определять позицию автора текста;
- определять средства выразительности;
- соблюдать речевые и языковые нормы;
- создавать собственный тексты в соответствии с критериями оценки части С ЕГЭ.

 

Исходя из содержания программы, занятия организуются прежде всего в форме практикумов, тренингов, семинарских занятий, где предполагается совершенствование практических навыков грамотного построения текста сочинения-миниатюры.

Критерием успешной работы учителя должно служить качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.

 

 Основное содержание программы

(68 часов)

Структура и содержание программы соответствуют задаче подготовки выпускников по тематическим разделам школьного курса русского языка с учетом тематики курса - «Сочинении-миниатюра: особенности и трудности».

 

 

содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

(28ч)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

 

содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций

(40ч)

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его основные признаки: цельность, связность. Тема и основная мысль текста. Развитие мысли в тексте: "данное" и "новое"; цепной и параллельный способ связи между предложениями в тексте; деление текста на абзацы. Смысловые отношения между предложениями в тексте (причины - следствия; пояснения; противительные и др.), средства выражения смысловых отношений. Композиция текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их тематические и структурные признаки. Особенности каждого типа речи в различных функциональных стилях. Речевые жанры (рецензия, отзыв, эссе) и их функционально-стилистические особенности.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом со­ответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Виды контроля

Уровень лингворечевой подготовки учащихся определяется по результатам их устных сообщений, высказываний, письменных работ: сочинение-миниатюра по исходному тексту, тестовых заданий

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С) - М., Айрис Пресс, 2006.
  2. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. - М.: Дрофа, 2003.
  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
  4. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
  5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С...: Метод. пособие для учителя. - Воронеж: - ВОИПКРО, 2003.
  7. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Львова С.И. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы. - М.: Просвещение, 2003.
  8. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. - М.: «Уникум-Центр», 2003.
  9. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Львова С.И., Васильевых И.П.. Материалы для проведения зачета по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. - М.: «Уникум-Центр», 2004.
  10. Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2002.
  11. Колупаева О.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) - Томск: ТПУ ЦДП, 2005.
  12. Лимонад Т.В.С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
  13. Литература: Справочные материалы - М.: Просвещение, 1989.
  14. Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  15. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М.: Флинта: Наука, 1999.
  16. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение - М.: Просвещение, 1987.
  17. Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизированному тестированию по русскому языку. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  18. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
  19. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
  20. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 998

 

Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности»

Всего 68 часов , 2 часа в неделю

Дата

Тема

Час

Прим.

сентябрь

1. Текст и его строение. Признаки текста Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность

1

 

 

2. Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь Способы связи предложений в тексте

1

 

 

3. Смысловая цельность и композиционная стройность - обязательные признаки текста

1

 

 

4. Абзац. Абзацное членение текста. Последовательное расположение частей текста

1

 

 

5-6. Сочинение-миниатюра. Практическая работа по выявлению признаков текста и средств связи

2

ПР

 

7-8. Логичность - признак текста. Типы логических ошибок. Работа по предупреждению логических ошибок

2

 

 

9-10. Тематика и проблематика текста. Название - ключ к пониманию текста

2

 

 

11. Типы речи. Их тематические и структурные признаки. Повествование

1

 

 

12. Типы речи. Описание

1

 

 

13. Типы речи. Рассуждение

1

 

 

14. Стили русской речи. Книжные и разговорный стили речи

1

 

 

15. Научный стиль речи

1

 

 

16. Научно-публицистический стиль речи

1

 

 

17. Официально-деловой стиль

1

 

 

18. Публицистический стиль

1

 

 

19. Разговорный стиль

1

 

 

20-21. Особенности литературно-художественной речи

2

 

 

22. Анализ текста. Работа с основной мыслью текста- рассуждения

1

ПР

 

23. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

 

 

24. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста

1

 

 

25. Анализ композиции научного и публицистического текстов

1

 

 

26. Выразительность русской речи Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

 

 

27. Выразительные словообразовательные средства.

1

 

 

28. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи

1

 

 

29. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

 

 

30-31. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова.

2

 

 

32. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов

1

 

 

33. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и по­говорки, использование их в речи

1

 

 

34. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций

1

 

 

35-36. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов

2

ПР

 

37. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

1

ПР

 

38. Языковые нормы Нормативное употребление форм слова

1

 

 

39. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа Нормы согласования в предложении. Нормы управления

 

 

1

 

 

40. Нормы построения предложений с деепричастиями

1

 

 

41. Нормы построения сложноподчиненного предложения

1

 

 

42.Часть С. Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению. Критерии оценки сочинения рассуждения

1

 

 

43. К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ). Формулировка проблем ИТ

1

 

 

44.Как определить основные положения содержания ИТ и избежать пересказа. Комментарий к сформулированной проблеме ИТ (К2)

1

ПР

 

45. Жанр сочинения-рассуждения (рецензия, эссе, отзыв):общее и различное

1

 

 

46. К3. Отражение позиции автора ИТ. Как выявить позицию автора?

1

ПР

 

47-48. Практическая работа по анализу текста

2

ПР

 

49-50. К4. Изложение собственного мнения по проблеме. Как аргументировать свою позицию. Какие аргументы можно использовать в сочинении

2

 

 

51-52. Практическая работа по аргументированию собственного мнения

1

ПР

 

53.К5. Смысловая цельность и композиционная стройность сочинения

1

 

 

54. Как начать сочинение

1

 

 

55. Как закончить сочинение

1

 

 

56. К6. Точность, богатство и выразительность речи

 

 

 

57. Как работать над точностью и выразительностью речи

1

 

 

58. К7. Соблюдение орфографических норм

1

 

 

59. Работа по предупреждению орфографических ошибок

1

ПР

 

60. Соблюдение пунктуационных норм

1

 

 

61. Работа по предупреждению пунктуационных ошибок

1

ПР

 

62. Соблюдение языковых норм. Работа по предупреждению грамматических ошибок

1

ПР

 

63. Соблюдение речевых норм. Работа по предупреждению речевых ошибок

1

ПР

 

64. Общие рекомендации к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Правила оформления работы

1

 

 

65-66. Итоговое сочинение-рассуждение по ИТ

2

ПР

 

67-68. Анализ сочинений-рассуждений по ИТ

2

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?